Резчиков
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
|
Резчиков А.Ф. в 1961 году окончил Куйбышевский индустриальный институт по специальности «Автоматика и телемеханика» и начал научную деятельность на предприятии общего машиностроения (в настоящее время ФГУП «ПО «Корпус», г. Саратов). Затем прошел путь от аспиранта до профессора, заведующего кафедрой системотехники Саратовского государственного технического университета. В 1985 году назначен Главным ученым секретарем Поволжского регионального координационного и научно-методического совета АН СССР и Минвуза РСФСР. С 1987 года по май 2015 года – директор филиала Института машиноведения им. А.А. Благонравова в г. Саратове, затем Института проблем точной механики и управления РАН (преобразован постановлением Президиума РАН № 53 от 19 марта 1996 г. из филиала ИМАШ ). Резчиков А.Ф. – известный ученый в области моделирования и оптимизации человеко-машинных систем, управления и диагностики в машиностроении, автор более 200 научных работ, в том числе 10 монографий. После избрания в 2003 году членом-корреспондентом РАН им опубликованы более 100 работ, включая 6 монографий. В начале научной деятельности в специальном конструкторском бюро предприятия «ПО «Корпус» занимался разработкой программно-временных устройств и исследованием систем стабилизации и ориентации космических летательных аппаратов. Разработанная впервые им математическая модель датчика угловой скорости объекта с нелинейными обратными связями (1964 г.) позволила существенно расширить диапазон измерений и применить прибор на объектах серии «Космос». Кандидатская диссертация Резчикова А.Ф. посвящена вопросам моделирования и исследования сложных электромеханических систем, содержащих регулируемый электропривод и вентильные (тиристорные) преобразователи частоты (1967 г.). В 1974 г. им впервые решена задача моделирования динамики регулируемого частотного электропривода, содержащего нелинейные и нестационарные связи и элементы с учетом электромеханических и электромагнитных процессов. Научные результаты, полученные Резчиковым А.Ф. при изучении электромеханических систем, явились основой для разработки теории автоматизированного управления такими сложными системами, как энергетические хозяйства машиностроительных предприятий. Эта теория позволила обеспечить средствами автоматизации управления и технической диагностики существенную экономию энергетических ресурсов, повышение надежности и качества энергоснабжения в машиностроении. Исследования в этой области завершены защитой в 1986 г. в Институте проблем управления РАН докторской диссертации, в которой Резчиковым А.Ф. впервые предложены модели и методы синтеза многоконтурных функционально и территориально распределенных структур систем управления совместно с поиском целесообразных вариантов реконструкции объекта. Выделены классы распределенных структур, которые позволили эффективно решать задачи нелинейного дискретного программирования высокой размерности с алгоритмически заданными ограничениями. Разработанные модели и алгоритмы задач управления и диагностики для основных энергообъектов машиностроительных предприятий внедрены на Саратовском электроагрегатном производственном объединении при создании базовой АСУ энергетикой предприятий авиационной промышленности с существенным экономическим эффектом, созданные модели и алгоритмы рекомендованы Правительством СССР к использованию на предприятиях отрасли. Опыт, полученный при решении задач синтеза структур сложных систем, в настоящее время широко используется в Институте проблем точной механики и управления РАН при исследовании критических ситуаций в человеко-машинных системах. За период с 1987 г. по настоящее время разработана оптимизационно-имитационная модель производства на основе мехатронных модулей и роботов, позволяющих оптимизировать структуру производства и синтезировать управляющие программы; построены математические модели тепловых процессов в изделиях прецизионной техники в условиях перемещения элементов конструкций относительно друг друга; создан и внедрен комплекс приборов лазерных диагностических систем для бесконтактного дистанционного измерения амплитуд и частот вибраций диффузноотражающих объектов; предложена идеология Smart Grids для промышленных систем электроснабжения и ряд принципиальных электрических схем, часть из которых внедрена. Институт занимается аэрокосмической деятельностью, совместно с «ПО«Корпус» выполняет работы по повышению эффективности элементов систем «Фотон», МКС, активно сотрудничает с НПО «Сухой» и ОКБ «Лавочкин», ЦНИИ «Электроприбор», ЦСКБ «Прогресс», АО «Антарес» и др. В Институте создана уникальная библиотека трудов ученых Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН. Член-корреспондент РАН Резчиков А.Ф. издал в 2008 г. монографию «Причинно-следственные модели производственных систем», а в 2013 г. совместно с академиком Новожиловым Г.В. – «Проблемы безопасности авиационно-транспортных и других сложных человеко-машинных систем», в которой приведены новые подходы, кибернетические модели и методы, позволяющие синтезировать управляющие и управляемые системы, обеспечивать повышение безопасности человеко-машинных систем при неблагоприятных стечениях обстоятельств. С 1987 г. по 2015 г. в Институте защищено 9 докторских и 23 кандидатских диссертаций. Резчиков А.Ф. руководит научными семинарами в ИПТМУ РАН и Саратовском государственном университете. Результатом его работы явилось создание новых научных направлений «Проблемы критических ситуаций в человеко-машинных системах» и «Теория комплексов причинно-следственных связей». По инициативе Резчикова А.Ф. Институт вышел на обширные международные связи с итало-японской фирмой «Tiesse robot», рядом ведущих университетов Европы и США. Научно-педагогический стаж Резчикова А.Ф. – 53 года. Им подготовлены 6 докторов и 21 кандидат наук. Большая работа проводится Резчиковым А.Ф. в качестве Уполномоченного Президиумом РАН, первого заместителя председателя Президиума Саратовского научного Центра РАН. При его непосредственном участии создано 9 учреждений РАН, успешно работающих в составе Центра. Резчиков А.Ф. является членом редколлегий журналов «Проблемы машиностроения и надежности машин», «Мехатроника, автоматизация, управление», «Проблемы управления», членом НКАУ России, членом совета по защите докторских диссертаций, членом коллегии Министерства промышленности и энергетики Саратовской области.
|
|
Награды и признания 2. Серебряная медаль ВДНХ СССР.
Монографии
1. Резчиков А.Ф.
Структуры автоматизированных систем управления энергетикой промышленных
предприятий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. Ч.1. 120 с., Ч.2. 164
с. Основные публикации в журналах 1. Голембиовский Ю.М. Адаптивные системы электроснабжения – основа электроэнергетики будущего / А.Ф. Резчиков, Ю.М. Голембиовский // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. №1 (31). Вып. 2. 2. Резчиков А.Ф., Голембиовский Ю.М., Аветисян Ю.А. Повышение управляемости и компьютеризация систем электроснабжения как важнейшее направление экономии энергии в промышленности: отраслевые системы автоматического и автоматизированного управления // Мехатроника, автоматизация, управление. 2008. № 4. С. 32-36. 3. Аветисян Ю.А., Кушников В.А., Резчиков А.Ф., Родичев В.А. Модели, методы и алгоритмы оптимального управления процессом ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. №2 (39). Выпуск 2. С.44-51. 4. Аветисян Ю.А., Кушников В.А., Резчиков А.Ф., Родичев В.А. Математические модели и алгоритмы оперативного управления процессами ликвидации чрезвычайных ситуаций // Мехатроника, автоматизация, управление. 2009. № 11. С.43-47. 5. Джашитов В.Э., Панкратов В.М., Резчиков А.Ф., Джашитов А.Э. Математическое моделирование и управление в системах информирования и информационного обмена в обществе // Проблемы управления. 2009. № 6. С. 2-8. 6. Клюев В.В., Резчиков А.Ф., Иванов А.С., Домнич В.С. Анализ аварий и возможностей их предотвращения в сложных техногенных системах с использованием моделей причинно-следственных связей // Контроль. Диагностика. 2009. № 12. С. 29-36. 7. Резчиков А.Ф., Иванов А.С., Домнич В.С. Анализ аварий в человеко-машинных системах с использованием моделей причинно-следственных связей // Мехатроника, автоматизация, управление. 2009. № 7. С. 30-35. 8. Аветисян Ю.А., Кушников В.А., Резчиков А.Ф., Родичев В.А. Модели, методы и алгоритмы оптимального управления процессом ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2010. № 4. С. 1-8. 9. Резчиков А.Ф., Твердохлебов В.А. Причинно-следственные комплексы взаимодействий в производственных процессах // Проблемы управления. 2010. № 3. С. 51-59. 10. Резчиков А.Ф., Рябухо В.П. Высокоразрешающие интерференционные методы контроля рельефа поверхности и слоистой структуры изделий точного машиностроения и приборостроения // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2010. № 1. С. 68-79. 11. Резчиков А.Ф., Митяшин Н.П., Кузьмиченко Б.М., Pябов О.Н., Карпук P.В. Многокритериальный выбор оборудования на основе нечеткой меры ценности критеpиев // Мехатроника, автоматизация, управление. 2010. № 1. С. 54-58. 12. Резчиков А.Ф., Якунин А.Н. Вопросы надежности и долговечности динамически нагруженных конструкций из материала с физической нелинейностью // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2010. № 2. С. 33-39. 13. Новожилов Г.В., Резчиков А.Ф., Неймарк М.С., Твердохлебов В.А., Цесарский Л.Г., Филимонюк Л.Ю. Причинно-следственный подход к анализу авиационно-транспортных систем // Общероссийский научно-технический журнал «Полет». 2011. № 7. С. 3-8. 14. Клюев В.В., Резчиков А.Ф., Богомолов А.С., Уков Д.А., Филимонюк Л.Ю. Системный подход к задаче оценки остаточного ресурса человеко-машинных систем // Контроль. Диагностика. 2011. № 8. С. 9-13. 15. Резчиков А.Ф., Кушников В.А., Твердохлебов В.А., Марков А.И. Информационно-измерительный комплекс для диагностирования дефектов геометрических параметров фюзеляжей вертолетов // Авиакосмическое приборостроение. 2012. № 4.С.35-40. 16. Клюев В.В., Резчиков А.Ф., Богомолов А.С., Филимонюк Л.Ю. Взаимодействие ресурсов сложных человеко-машинных систем в критических ситуациях // Контроль. Диагностика. 2013. № 4. С. 41-45. 17. Новожилов Г.В., Резчиков А.Ф., Неймарк М.С., Богомолов А.С., Цесарский Л.Г., Филимонюк Л.Ю. Человеческий фактор в авиационно-транспортных системах // Общероссийский научно-технический журнал «Полет». 2013. № 5. С. 3-10. 18. Клюев В.В., Резчиков А.Ф., Богомолов А.С., Филимонюк Л.Ю. Концепция комплексного ресурса для исследования безопасности систем «Человек – Объект – Среда» // Контроль. Диагностика. 2013. №8. С.44-55.
19. Клюев В.В.,
Резчиков А.Ф., Кушников В.А., Твердохлебов В.А., Иващенко В.А.,
Богомолов А.С. Анализ критических ситуаций, вызванных неблагоприятным
стечением обстоятельств // Контроль. Диагностика. 2014. №7. С.12-16.
|
||